Чёрная пятница — так называется день, следующий за Днём благодарения и традиционно символизирующий в США начало рождественских распродаж.
Чёрная пятница не является государственным праздником, тем не менее некоторые компании устраивают в этот день своим сотрудникам выходной. Естественно, это правило не касается работников розничных сетей.
Сначала в Чёрную пятницу магазины открывались в шесть утра, но в последние годы время открытия переносится на всё более ранний срок. В 2011 году некоторые магазины (Best Buy, Target и др.) вообще открылись в полночь. А в 2010 году сеть Toys’R’Us начала распродажу ещё вечером Дня Благодарения.
Ажиотаж вокруг предлагаемых скидок настолько высок, что не обходится без происшествий, которые в известном смысле оправдывают чёрное название пятничных распродаж. Практически ни одна Чёрная пятница не обходится без полицейских сводок. Год за годом доблестные американские стражи порядка арестовывают ошалевших покупателей, опрыскивающих друг друга перцовым спреем и угрожающих друг другу холодным и огнестрельным оружием.
Так, в 2006 году на распродаже в магазине Best Buy городка Roanoke, штат Вирджиния, один из покупателей напал на другого. В том же году в Калифорнии 9 покупателей получили телесные повреждения, будучи затоптанными толпой, которая ринулась за подарочными сертификатами, разлетавшимися с потолка магазина. В 2008 году в городке Valley Stream толпа из двух тысяч покупателей выломала двери магазина Wallmart и затоптала насмерть одного из служащих торговой сети (похожий случай произошел два года спустя в городе Баффало). А в 2010 году в городе Madison, штат Висконсин, полиция арестовала одну из покупательниц за угрозы оружием в адрес других посетителей магазина.
Помимо Чёрной пятницы, существуют и другие знаменательные дни, связанные с праздничными распродажами.
Общее количество денег, потраченных на покупки в период предновогодних распродаж, растет из года в год. В 2007 году эта сумма составляла 41 миллиард долларов, а в 2011 — почти 53 миллиарда долларов. Онлайн-продажи тоже не отстают. Так, Киберпонедельник 2011 года ознаменовался тем, что интернет-покупатели только за один день потратили на приобретение подарков более миллиарда долларов.