Официально пилоты-смертники камикадзе в Японии назывались «Ударный спецотряд» (Токубецу Кёгекитай). Они летали на маленьких деревянных самолетах-ракетах, которые перед тем, как отправиться в последний полет, цеплялись к корпусу большого военного бомбардировщика.
Наверное, первый камикадзе — лейтенант Фусата Иида, чей самолет, теряя от полученных в бою повреждений горючее, атаковал базу американских морпехов на Гавайях. По другой версии, первым камикадзе 13 сентября 1944 года стал лейтенант Такеши Косай, который увез с собой в небо 100-килограммовый заряд взрывчатки, чтобы атаковать врагов. Но о дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.
Первый отряд
В первый ударный спецотряд вошли 23 талантливых пилота, еще не успевших закончить летное училище. Все 23 пилота решили добровольно отдать свои жизни за родину и императора. Позже к отряду присоединился действующий летчик лейтенант Юкио Секи (он, в отличие от остальных камикадзе в отряде, не был добровольцем и стал смертником по приказу командования).
На фото — первые камикадзе-добровольцы.
Отряд разделили на четыре подотряда — отряд Шикишима, отряд Ямато, отряд Асахи и отряд Ямазакура. Отряды назвали в честь старинного японского стихотворения:
то вот цветы ямазакура наполнили своим ароматом Асахи.
Шикишима — поэтическое название Японии
Ямато — дух старой, настоящей Японии
Ямазакура — горная слива
Асахи — город в Японии
Машина камикадзе — Йокосука (Yokosuka)
На фото в центре — 17-летний капрал Юкио Араки за день до своего последнего полета.
После формирования первых ударных спецотрядов все камикадзе выполняли свои миссии на маленьких деревянных летающих бомбах Yokosuka с ракетным двигателем. Каждый такой самолет цеплялся к большому бомбардировщику и нес в своем фюзеляже больше тонны взрывчатки. Запущенный с бомбардировщика самолет-ракету с отважным японцем за штурвалом никто не мог остановить — его скорость достигала 700-1000 км/час.
Первые успехи летчиков-смертников привели к немедленному расширению программы, к 1944 году в Японии было уже более 2000 самолетов, готовых стать управляемыми ракетами. Пик атак камикадзе пришелся на 1945 год, когда произошла битва при Окинаве. Тогда в результате непрерывных налетов смертников США потеряли как минимум 30 кораблей.
Камикадзе — статистика
Согласно данным ВВС США:
- Общее количество зафиксированных атак камикадзе — 2800
- Потопленных ими кораблей — 34
- Поврежденных кораблей — 368
- Потери флота США — 4900 моряков
- Раненые — 4800 моряков
- Вероятность того, что камикадзе долетит до цели и поразит ее — 14%
- Шансы атакованного корабля утонуть — 9%
Перед тем, как отправиться в свой последний полет, камикадзе проходили через особую церемонию и распивали вместе чашку сакэ. Многие армейские офицеры забирали с собой в небо и свой меч.
Помимо летающих камикадзе, в Японии были сформированы и другие добровольческие ударные спецотряды смертников:
- Плавающие камикадзе Шиньё «Дрожь моря» на моторных лодках, набитых взрывчаткой. Лодка управлялась одним человеком и плавала со скоростью 56 км/час.
- Подводные камикадзе Кайтэн «Возвращение на небо» — управляемые человеком торпеды, двухместные подводные лодки Кайрю «Морской дракон», а также пловцы-смертники Фукурю «Крадущиеся драконы».
Обычно в Японии криками «банзай» встречали императора, желая ему править страной долгие годы. Японцы романтизировали образ камикадзе, с горящими глазами и самурайским мечом направляющего свою летающую бомбу на вражеский эсминец с криком «банзай!», но никаких документальных подтверждений того, что пилоты-смертники использовали этот боевой клич, нет.
Тем не менее, японская пехота очень часто шла в атаку с криком «банзай». Американцы прозвали такую тактику «банзай-атакой» — японцы, подбадривая друг друга криками «банзай», неожиданно нападали на превосходящего по численности и вооружению противника, не обращая внимания на потери. Часто в банзай-атаку шли вовсе без огнестрельного оружия — с одним лишь мечом.