Операция "День рождения" - флэшмоб в стиле веб 2.0

Социальные сети опутали нас с ног до головы. Ничто не проходит мимо них - ни новости политики, ни спортивные соревнования, ни слухи о знаменитостях. Ничего удивительного, что даже такое личное событие, как день рождения, зачастую тоже привлекает к себе гораздо больше внимания публики, чем хотелось бы. И не важно, кто ты - убелённый сединами ветеран Второй мировой войны или юная 16-летняя немка - социальные сети могут сделать из твоего дня рождения событие планетарного масштаба, нравится тебе это или нет.

День рождения Уильяма Лашуа

Первого сентября 2010 года один из пользователей сервиса 4chan запостил на нём фото приглашения на празднование 90-летия некоего Уильяма Лашуа, американского ветерана Второй мировой войны, проживающего в городе Эшбернхэм.

На фотографии был запечатлён одинокого вида дедушка. Рядом с фото размещалась надпись: "Ищутся гости на день рождения". Празднование было намечено на 4 сентября и должно было проходить в здании эшбернхэмского Американского Легиона.

Сердобольный пользователь, разместивший картинку на 4chan, дописал к ней лозунг "Сделаем юбилей этого человека днём, который он будет всегда вспоминать с улыбкой".

Юзеры с 4chan откликнулись на призыв и действительно решили сделать мистера Лашуа в его 90-й день рождения самым счастливым человеком на Земле. Новость о намечающейся акции стала лавинообразно распространяться через Фейсбук, Реддит и ряд других социалок. Однако благородный порыв был остановлен неожиданным поворотом событий.

Второго сентября на Реддит появилось объявление под заголовком "Я - внук Уильяма Лашуа. Пожалуйста, прочтите это". В тексте объявления один из родственников Уильяма Лашуа благодарил пользователей Реддита за отзывчивость, всеми способами пытаясь отговорить орды добровольцев от посещения дня рождения дедушки. По его словам, Уильям вовсе не нуждался ни в торте со свежеиспечённой стриптизёршей, ни в прочих подарках от незнакомых людей. Как оказалось, у мистера Лашуа довольно большая семья, много внуков и друзей.

Благодаря Реддиту, внук Уильяма действительно смог спасти дедушкин день рождения от десантирования в Эшбернхэм боевых отрядов из желающих поздравить "одинокого" ветерана. Тем не менее, Уильям Лашуа в свой день рождения не остался без сюрпризов.

По словам управляющей бара в местном отделении Легиона, на свой юбилей мистер Лашуа получил в общей сложности около сотни поздравительных звонков от незнакомцев. Ему звонили не только из США, но и из Японии, Швейцарии и Швеции.

Наверное, впоследствии Уильям действительно вспоминал празднование своего 90-летия с улыбкой.

День рождения Kate

В начале апреля 2010 года некая Кейт Миллер опубликовала на Фейсбуке объявление о праздновании своего дня рождения. Согласно тексту объявления, всем явившимся на вечеринку гостям была обещана бесплатная выпивка. Мероприятие было запланировано на 1 мая и предполагало участие узкого круга друзей Кейт.

Немедленно по случаю намечающейся вечеринки пользователями социальных сетей был организован флешмоб. Всего за несколько дней новость о дне рождения разнеслась по Фейсбуку, Диггу и Реддиту, набрав 30 тысяч желающих присоединиться к вечеринке. О флешмобе даже написали в газете San Francisco News, подлив масла в и без того уже пылающий костёр.

Вскоре после этого текст приглашения на день рождения сменился на надпись "WTF? Люди, вы кто? Откуда эти 10 000 приглашённых?? Это частная вечеринка в нашем доме!". Однако желающих зайти "на огонёк" это не остановило. Объявление набрало 60 000 желающих присоединиться к вечеринке и позже было закрыто администрацией Фейсбук.

Незадолго до наступления дня рождения Кейт люди, инициировавшие флешмоб, раскрыли карты. Как оказалось - и Кейт Миллер, и её день рождения - не более, чем розыгрыш. В конце апреля газета Sydney Morning Herald взяла интервью у Дэвида Торна - он был первым, кто запостил в Твиттере новость о дне рождения Кейт.

В интервью Дэвид признался, что флешмоб был спланирован австралийской компанией Sticky Media. Целью пиар-кампании была раскрутка сайта KatesParty.com ("Вечеринка Кейт"). По словам представителей компании, проект оказался крайне успешным. Позже сайт KatesParty.com использовался для рекламы услуг Sticky Media.

День рождения Тессы

В мае 2011 года юная немка по имени Тесса, проживающая в Гамбурге, запостила на Фейсбуке сообщение под заголовком "Мне 16!". Как и в случае с Кейт, объявление привлекло тысячи желающих присоединиться к вечеринке. От дня рождения Кейт событие отличалось одним - Тесса была реальным человеком и у неё действительно намечался праздник.

После того, как на Фейсбуке набралось две с лишним тысячи желающих поучаствовать в праздновании, не на шутку встревоженная Тесса удалила объявление.

Но флешмоб уже начал жить собственной жизнью. Пользователи принялись уже от своего имени постить новые объявления о дне рождения Тессы. В них они указывали имя, адрес и телефон девушки (позже все фальшивые объявления были удалены с Фейсбук). Под событие даже был организован блог на Wordpress.com, на котором добровольцы освещали ход проведения акции.

Про флешмоб разнюхали журналисты, в результате чего о Тессе написали крупнейшие немецкие новостные издания (Die Welt, Stern и Spiegel), ещё больше подогрев интерес к событию. История распространилась за пределы Германии и попала на страницы изданий TIME, Associated Press и даже Al Jazeera.

В день рождения Тессы вокруг её дома в Гамбурге собралось по меньшей мере полторы тысячи незваных гостей. Немецким полицейским, коих прибыло не меньше сотни, даже пришлось оцепить дом.

Тесса так и не вышла к толпе, предпочтя провести свой день рождения в тишине. Впрочем, это мало расстроило флешмобберов. Тусовка у дома Тессы продолжалась с семи вечера до двух ночи. Народ приезжал с поздравительными плакатами, гулял и веселился, как мог. В целом все прошло довольно мирно - за различные правонарушения полиция задержала всего одиннадцать человек.

Категория: