Пьер Брассо — фальшивый художник-шимпанзе

В феврале 1964 года на художественной выставке в шведском городе Гетеборг были выставлены картины авангардистов. Особенно публике понравились картины художника Пьера Брассо, который на поверку оказался четырехлетней обезьяной.

Пьер Брассо за работой

Шутку придумал Эке Аксельсон — журналист газеты Göteborgs-Tidningen. Он хотел проверить, смогут ли художественные критики отличить картины настоящих авангардистов от мазни шимпанзе. Эке отправился в зоопарк и уговорил смотрителя дать четырехлетнему шимпанзе по кличке Питер бумагу и краски. Рисовать Питеру понравилось, хотя он и не сразу сообразил, как это делать. Сначала шимпанзе просто ел краски, особенно по вкусу ему пришелся синий кобальт.

В конце концов, обезьяна начала мазать красками бумагу. Аксельсон отобрал четыре лучших «картины» и отправил их на выставку — как полотна, якобы написанные неизвестным ранее авангардистом Пьером Брассо.

Одна из картин шимпанзе

Большинство критиков хорошо оценили работы Брассо. Журналист газеты Göteborgs-Posten Рольф Андерберг написал «картины Брассо написаны энергичными мазками, но с четкой расстановкой. Его кисть извивается с яростной утонченностью. Пьер — художник, который пишет с деликатностью балетного танцора». Одну из картин шимпанзе приобрел коллекционер за $90 (более $700 по современным деньгам).

Когда обман раскрылся, критики были ошарашены. Рольф Андерберг, не желая терять лицо, все равно утверждал, что картины Брассо — лучшие из выставленных в галерее.

В 1969 году шимпанзе-авангардиста перевезли в Великобританию, где он и прожил остаток своей жизни.

Это не первый случай, когда критики не смогли отличить картину художника от мазни обезьяны. Так, в 2005 году доктор Шнайдер, директор художественного музея в немецком городе Морицбург, определила автора картины, которую ей показали, как Эрнста Вильгельма Ная — известного в Германии экспрессиониста. На самом деле автором картины была 31-летняя шимпанзе Банджи из зоопарка Галле.