Сарариман — умереть на работе в Японии

Сарариман (искаженное английское Salaryman) — так в Японии называют «белых воротничков», офисных работников государственных компаний и крупных частных корпораций. Сарариманы — основа японской экономики, не покладая рук, они работают в своей компании с молодых лет и до выхода на пенсию и часто умирают на рабочем месте или кончают жизнь самоубийством.

Японцы не умеют произносить звук «л», поэтому английское слово «сэлэримэн» произносят на свой манер «сарариман». Salary по-английски означает «ставка», а Salaryman — человек, сидящий на ставке и работающий за зарплату.

Японское общество готовит своих граждан с рождения быть членами рабочего коллектива в ущерб индивидуальности, и концепция сарариманов очень хорошо в это вписывается. Сарариман должен много работать, в том числе сверхурочно и участвовать вместе с остальными коллегами в общественной жизни — ходить по хостесс-барам и выпивать. Типичный сарариман — японец, только что закончивший свое обучение в университете, который всю свою жизнь будет работать на одну компанию.

Иногда сарариман работает по 60 часов в неделю и у него просто не остается времени на то, чтобы завести семью. Все, что у него есть — это его работа. Поступив на работу в компанию сразу после ВУЗа, он уволится из нее лишь в 55-60 лет, когда придет время выходить на пенсию.

В Японии считается, что лучший признак хорошего работника — это количество часов, проведенных им на рабочем месте. Поэтому сарариманы и работают, как лошади. Часто напряжение достигает такого уровня, что они впадают в депрессию и кончают жизнь самоубийством. По статистике, в Японии от 8000 до 30000 самоубийств в год связано с невыносимыми условиями труда сарариманов.

Далеко не у всех в Японии сарариманы пользуются уважением. Многие критикуют правительство за то, что до сих пор не приняты законы, которые ограничивали бы корпорации в их бесконечном стремлении заставлять своих сотрудников работать все больше и больше. Начиная с 1970 годов, японское правительство делало неоднократные попытки ограничить количество рабочих часов.

В 2014 году парламент все-таки принял закон о «мерах по противодействию кароши». Но никаких штрафных мер за нарушение таких законов до сих пор не разработано, поэтому корпорации чувствуют себя совершенно безнаказанно.